Понятие рефлексии и ее сущность

Развитие личностной рефлексии Рефлексия — это особый навык, который заключается в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли. Она представляет собой способность наблюдать за собой со стороны, так, будто вы смотрите на себя глазами постороннего. Рефлексия подразумевает умение видеть, на чем сконцентрировано внимание и куда оно направлено. В современной психологии под данным понятием подразумевается любое размышление личности, которое направлено на самоанализ. Это может быть оценка своего состояние или поступков, а также размышление над какими-то событиями. Причем глубина рефлексии напрямую связано с уровнем образованности человека, его способностью контролировать себя и моральностью. Основная роль рефлексии в жизнедеятельности индивидуума Именно рефлексия является основным источником появление новых идей. Если рассматривать данное явление в качестве метода построения картины осуществленной деятельности, то можно отметить, что рефлексия дает определенный материал, который впоследствии может стать основой для наблюдения и критики.

Технология рефлексии в педагогическом процессе понятие рефлексии от лат

Степанова описывается достаточно много видов рефлексии. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. При таком подходе акцент ставится на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма; - Коммуникативная рефлексия - рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении.

Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А. Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком.

Иными словами, страх может полностью приостанавливать рефлексию. есть рефлексия, будет мыслить о страхе так: (1) страх – это не мышление.

Философское определение рефлексии связано с размышлением индивида о самом себе, самонаблюдением, анализом собственных действий, мыслей, эмоций, обращением сознания на себя, размышлением о своем внутреннем состоянии. Рефлексия — это всегда порождение нового знания в сознании индивида. Психологи рассматривают рефлексию как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. А в социальной психологии рефлексия - это не только знание и понимание субъектом самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами, как ими воспринимается.

Это способность мысленного отражения позиции другого с его точки зрения. Рефлексия является процессом и результатом самоанализа субъектом своих сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний собственного опыта, личностных структур. Рефлексия - то личностное свойство, которое представляет собой важнейший фактор развития личности, формирования целостной психической культуры личности.

В педагогику понятие рефлексии особенно активно вошло лишь в последнее десятилетие. Хотя по сути своей педагогическая деятельность имеет рефлексивный характер, который проявляется в том, что, организуя деятельность учащихся, педагог стремится смотреть на себя и свои действия как бы глазами своих подопечных, учитывать их точку зрения, взгляды, представлять их внутренний мир, оценку ими своей деятельности; пытается"вчувствоваться" в воспитанника, понять его эмоциональное состояние.

Строя свое взаимодействие с ребенком, педагог оценивает себя как участника этого взаимодействия, участника диалога, при этом создаются условия межсубъектных отношений участников педагогического процесса.

РЕФЛЕКСИЯ это:

Хочешь, чтобы мир стал лучше? Начни с самого себя. Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований.

Пороки метафизически-рассудочной рефлексии Маркс и Энгельс остается один на один с безмолвным голосом своей совести, в страхе перед ничто.

Ссылка для цитирования Рассматривается феномен рефлексии как философская проблема, как предмет научно-психологического изучения и как характеристика человеческого существования. В центре статьи находится проблема амбивалентности рефлексивных процессов. В одних исследованиях прослеживается связь рефлексии с депрессией, невротизмом и пессимизмом, другие же работы обращают внимание на позитивную роль рефлексии в процессах адаптации и саморегуляции личности.

Для разрешения данного противоречия предложена дифференциальная модель рефлексии личности, в которой выделяется несколько типов рефлексивного самоотношения, в числе которых как способствующие, так и мешающие эффективной саморегуляции жизнедеятельности личности. Изначально оно обозначало внутреннее обращение на самого себя, и только позднее приобрело переносный смысл отражения. Локк предложил разделить опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

Соответственно, идеи имеют своим источником либо внешние объекты, либо деятельность нашего ума . Первый источник познания Локк называет ощущением, а второй — рефлексией. Таким образом, возникает понятие рефлексии как способности познавать свою умственную деятельность подобно тому, как мы познаем внешние нам предметы. Она появляется в процессе развития не сразу, потому что требует внимания.

Рассуждения о собственной внутренней деятельности появляются только в зрелом возрасте, и то не у всех. Дальнейшее развитие представлений о рефлексии было связано преимущественно с идеями классической немецкой философии. Кант говорит о сознании самого себя апперцепции , разделяя Я как субъект мышления чисто рефлектирующее Я , о котором мы ничего больше сказать не можем, так как это совершенно простое представление, и Я как объект восприятия, стало быть, внутреннего чувства, которое содержит в себе многообразие определений, делающих возможным внутренний опыт см.

Рефлексия как механизм саморазвития

Хочешь, чтобы мир стал лучше? Начни с самого себя. Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии.

Рефлексия всегда привлекала внимание мыслителе со времен . ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды и т.п.

Рубинштейн Процесс рефлексии стал неотъемлемой составляющей активной деятельности практического психолога. Сегодня, рассматривая проблему личностной готовности, мы не можем не изучать психологические средства обучения студентов, которые продуцируют возникновение здорового рефлексивного начала личности будущего специалиста. Изучая закономерности группового развития и влияния его составляющих механизмов включение, идентификация, сплочение, адаптация, реадаптация на развитие профессиональных навыков, мы пришли к выводу о существовании резонансного эффекта.

Известно, что эффективность информационного обеспечения зависит от триединой качественной составляющей: При утере хотя бы одного компонента, качество усвоения материала утрачивается 2. Студенты получают чувственный опыт, погружаясь в процедуру, с помощью рефлексии, позволяющей выражать, описывать проявляющиеся чувства, эмоции во время деятельности. Следовательно, рефлексия передается, внедряется, вмешивается —- воздействует, становясь энергетической по сути, что мы и называем резонансом.

Резонансность в наших группах основана на совместном переживании личностных изменений у значимых лиц. Возникающее в группе напряжение кризис распространяется, как минимум, на диадную пару. Присутствие в МУТАГ значимого лица из диады обостряет обоюдные чувствования кризиса, конфликта, душевной боли, формируя резонансную систему эмоциональных переживаний у всех членов группы.

Резонирование запускает механизм активного включения в партнера, открывает как вытесненный конфликт, так и эмпатию, рефлексию.

Рефлексия и ее виды

Хочешь, чтобы мир стал лучше? Начни с самого себя. Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.

Кроме того, рефлексивная практика помогает избавиться от страха, способствует Рефлексия как психологическая настройка на урок способствует.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Доманский В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Я хочу представить вашему вниманию некоторые приемы работы, которые можно использовать на уроке. Все приёмы рефлексии можно условно разделить на три группы. Первая из них — вербальные приёмы. В начале урока классу задаются вопросы: Чем бы вы хотели заниматься на уроке? Что хотели бы узнать? Учитывая пожелания детей, на доске составляется план урока. Учащиеся дают рекомендации, тем самым настраиваясь на работу. В конце урока, подводя итог, дети сами оценивают результаты и качество работы.

Курсовая работа: Рефлексия и способы ее развития

Развитие способностей к управленческой рефлексии Развитие способностей к управленческой рефлексии Рефлексия является одним из механизмов повышения эффективности руководителя: Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать свое поведение и принимать более правильные решения. Чем большее содержание деятельности личности охватывается рефлексией, тем выше эффект ее развития.

В целом способность к рефлексии характеризует профессиональную зрелость менеджера. Александр Петрович Ив, кандидат экономических наук, психолог, заведующий лабораторией отбора и мониторинга перспективных менеджеров Уральского государственного технического университета. Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности руководителя:

Иногда страх ошибиться так велик, что человек увязает в Рефлексия выбора — это тот страх, который заставляет человека слишком.

Виды и уровни рефлексии Большое количество работ направлено на построение типологии рефлексивных актов. Выделяют, прежде всего, рефлексию групповую и индивидуальную А. При индивидуальной рефлексии человек самостоятельно описывает процессы, имевшие место в его сознании, мышлении и поведении. Человек анализирует последовательность и содержание мыслительных операций, ошибки, затруднения, стереотипы, новые идеи, а также основания, мотивы и цели своих действий.

При осуществлении групповой рефлексии участники группы выявляют, фиксируют и осознают особенности групповых действий с целью их дальнейшей координации. Определяя значение каждого вида рефлексии для процесса профессиональной подготовки психологов, необходимо прежде всего отметить значимость их взаимосвязи для процесса обучения, так как экспликация внутреннего содержания результат мыслительной деятельности конкретного человека становится возможной только в процессе диалога, где происходит расстановка позиций и определение общего смыслового контекста групповая рефлексия.

Она, как правило, возникает в ситуациях, где необходимо перестроить системы сознания личности. Групповая рефлексия - включена в процесс общения, возникает в условиях диалогического решения задач. Данный вид рефлексии обслуживает общение и не является самостоятельной деятельностью.

Развитие способностей к управленческой рефлексии

Арт-терапия в коррекции детских внушенных страхов В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный адекватный страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия.

Если у субъекта образовательной деятельности отсутствует рефлексия, .. Раз в школе работали валендры, которые воспитывали страх, боролись с.

Этот феномен человеческого сознания изучается с различных сторон философией, психологией, логикой, педагогикой и т. Рефлексию еще часто связывают с интроспекцией. Один из родоначальников метода интроспекции английский философ Дж. Локк считал, что существуют два источника всех человеческих знаний: На объекты внешнего мира люди направляют свои внешние чувства и в результате получают впечатления или идеи о внешних вещах. Деятельность же ума, к которой Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого внутреннего чувства - рефлексии.

В связи с этим под интроспекцией часто понимают метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения. Иными словами, всякая рефлексия, которая направлена на изучение закономерностей, свойственных психике каждого человека, является интроспекцией, а в свою очередь, индивидуальное самонаблюдение, не имеющее такой цели, - только рефлексией.

В отечественной психологии вопросов рефлексии касались почти все авторы существующих психологических концепций. В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии. Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию: Психологической концепцией, в которой рефлексии отводится ведущая роль в самодетерминации человека, является субъектно-дея-тельностный подход СЛ.

Рубинштейн связывал определение личности.

Как побороть страх, тревожность, страх смерти?