Курсовая работа: Совесть как этическая категория

Совесть не является ни чувством, ни состоянием. Это автономный компонент внутреннего человека. Стыд и совесть Стыд и совесть знаменуют собой два этапа в формировании феномена человека. В основе обоих лежит сознание — способность судить о себе с внешних позиций, отводимых Богу или социуму. Это голос Всевышнего Высшей силы. С ним не спорят. Стыд и совесть создают индивида и социального человека. Соловьев, определяя сущность человека, называет его животным стыдящимся ср. Исходя из этой мысли, Вл. Соловьев выделял три стадии стыда:

Лекция 1. Предмет этики. Сущность и функции морали

Список литературы Введение В любом обществе, равнокак и в жизни отдельно взятой личности, всегда присутствуют определённыеобщественные установки, императивы, цели и проекты, выраженные в форменормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, осмысле жизни и т. Подобные общественные установки в этике именуютсяморальными ценностями. Особое место среди нихзанимают категории Долга и Совести, которые относятся к высшим моральнымценностям. Именно от их правильного понимания во многом зависит нашанравственность: Поэтому, мне кажется, так важноразобраться в сущности этих ценностей.

по основам духовно – нравственной культуры народов России . контролировать и оценивать собственные учебные действия и уровень усвоения материала. 3. и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда.

Стефаненко Татьяна Гавриловна 4. Вина и стыд как механизмы, социального контроля Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, то есть системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм.

Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины. Страх, как отмечает Ю. Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха существуют и специфически человеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм см.

Совесть и стыд

В разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность или вынужден быть предельно откровенным. Можно обмануть других, но обмануть собственную совесть невозможно: Относительность совести как средства самооценки.

В отечественной психологии проблеме нравственности уделялось значительное внимание. о том, что определенный уровень развития интеллекта является выступает в форме страха и стыда перед окружающими. Таким образом, совесть является осново возникновения у.

Соловьев; ради краткости и простоты я не указываю тут своих с ним точек соприкосновений и пересечений, о чем и предупреждаю читателя. Итак — Стыд В первом приближении, это страх уронить, умалить себя. В первом приближении, это страх причинить зло, — зло другому. Это страх за свое место среди других, за свое относительное, но святое для тебя социальное достоинство; им наделяет тебя общество и блюсти его в чужих глазах — твой моральный долг.

Если ты ставишь себя выше, чем ставят тебя все другие, то лучше скрывай это, чтобы не стать смешным; но еще хуже — если не собственная персона, а собственный суд для тебя выше общего суда: Это страх за душу, за абсолют своего личного достоинства; ведь такое достоинство включает в себя мораль, требует, чтобы твои дела удовлетворяли твоему собственному суду об истинно должном, о добре. Причем мнения других и даже общее мнение имеют для совести лишь совещательные голоса, приговор себе выносишь ты один.

Чувство стыда, таким образом — это тягостное ощущение своей, так сказать, неправильности, несоответствия приличной положению Норме. Покуда для человека добро не значит ничего иного, как послушание нормам устоям, традициям — стыд есть и его совесть. Угрызения совести — чувство своей вины, вины перед самим Добром.

Этика и эстетика : Понятие совести

На протяжении столетий проблема совести находилась в компетенции религиозно-идеалистической системы общественного сознания и в силу инертности последнего не успела занять достойного места в фундаментальных разработках академической науки. В этой связи уместно напомнить, что в православном вероучении совести как специфически человеческому фактору разумной жизни отводится центральное место, поскольку она представляет собой не что иное, как постоянную информационную связь с Богом.

Согласно религиозным воззрениям, совесть не позволяет человеку переходить ту нравственную грань, за которой он уподобляется животному, руководствующемуся инстинктами. В теологии утверждается, что Бог через совесть управляет человеческой личностью, создавая для нее комфортное или дискомфортное состояние.

Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и Рассмотреть социальную регуляцию поведения личности и ее механизмы. 1. . сплоченность группы, референтность группы, уровень развития коллектива. . установка, статус, страх, стыд, экспектации, тревожность, атрибуция.

Стадия 3-ориентация на мнение значимых других, конформность Стадия 4 - ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка Стадия 5А - утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора Стадия 5В - ориентация на высший закон и собственную совесть Стадия 6 - ориентация на универсальный этический принцип? Связь стадий морального развития, по Колбергу, и стадий умственного развития, по Пиаже, наглядно представлена в таблице.

Эмпирическая проверка теории Колберга, осуществлявшаяся в США, Англии, Канаде, Мексике и в других странах, состояла в том, что испытуемым разного возраста предлагалась серия гипотетических моральных ситуаций разной степени сложности Ответы оценивались не столько на основе того, как испытуемый разрешает спорный вопрос, сколько по характеру его аргументов, многосторонности рассуждений и т.

Оценки сопоставлялись с хронологическим возрастом и интеллектом испытуемых. Кроме серии исследований, проведенных методом"поперечных" срезов, Колберг провел также летнее лонгитюдное исследование, проследив моральное развитие 50 молодых людей от до лет19, и более ограниченный 6-летний лонгитюд в Турции. Результаты этой работы значительны. Они подтверждают наличие устойчивой закономерной связи между уровнем морального сознания индивида, с одной стороны, и его возрастом и интеллектом - с другой.

Число детей, стоящих на"доморальном" уровне, с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболее типична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил"конвенциональная мораль". В юности начинается постепенный переход к автономной морали, который, однако, сильно отстает от развития абстрактного мышления: Исследования Колберга хорошо раскрывают также некоторые"трудности роста" морального сознания.

СОВЕСТЬ КАК ЯВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Во всех европейских языках латинский , французск. слово Совесть образовано из корня, обозначающего знание вед. Явление Совести свойственно только человеку: Совестливость, как одно из важнейших нравственных качеств личности. Нравственная чистота — величайшая ценность, дающая человеку право быть гордым и считать себя порядочным человеком.

Духовный уровень нравственного сознания как высшая форма его развития. Характеристика раннего антропогенеза с точки зрения механизмов регуляции. Понятие совести и ее структурных блоков: стыд, муки совести, . Страх и страдание как причина зла; Категорический императив И. Канта.

Значение совести в педагогике 5. Функционирование совести Список литературы Введение Совесть представляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания. Совесть - это внутренний контролер человека. Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека.

Моральные ценности всегда провозглашаются в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Бессовестного человека сдерживает только внешний контроль, иначе он будет приносить вред окружающим. Такие люди проявляет свою безбрежную зловредность: Он будет идти к своей цели, пренебрегая всеми моральными устоями, не обращая внимания на страдания окружающих.

В то же время семьи, где превалируют доверительные отношения, воспитывают совестливых детей, у которых высок уровень внутреннего самоконтроля и моральной рефлексии.

Эмоция как мотив поступка. Стыд, вина, совесть.

В нашей статье мы отталкиваемся от понимания коррупции, как морального разложения должностных лиц, выражающегося в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. Коррупционное поведение рассматривается в контексте нравственного выбора личности, который опирается на определенные личностные образования, такие как стыд и совесть. , , , , .

конкретной ситуации актуализируются определенный уровень ее диспозиций и особенностях регуляции ответственного профессионального поведения страх, стыд и вина (совесть), соответствующие уровням нравственной.

Два направления современной этики: Профессиональная этика как разновидность прикладной. Категории этики как высшие моральные ценности Нормативность высших моральных ценностей и идеалов, принципов и норм. Добро и зло как категории различения нравственного и безнравственного. Критерии добра и зла. Особенности и парадоксы добра и зла. Роль зла в активизации добра. Проблема борьбы добра со злом. Справедливость как мера воздаяния, мера контроля, правомерность оценки.

Моральный долг как выражение нравственной необходимости. Долг и совесть Моральный долг как выражение нравственной необходимости. Органическая связь совести с чувством долга. Развитое чувство совести — условие и признак нравственного роста человеческой личности.

Совестливость как одно из важнейших нравственных качеств личности

Да, все они близки, но есть между ними и существенные отличия. Причем, каждое из них можно рассмотреть как с положительной, так и отрицательной стороны. Чувство вины Возникает как короткая или длительная реакция, сопровождаемая негативными эмоциями на то, что, по мнению человека, он сделал неправильно, и в результате этих действий пострадал и расстроился кто-либо, или стало плохо самому.

Происхождение морали как нравственной регуляции социального Внутриличностный источник моральных регуляций (страх, стыд, совесть).

Совесть среди других этических понятий 17 3. Стыд и вина как этапы становления совести 17 3. Соотношение совести с другими этическими категориями 18 Заключение 21 Список литературы 22 Введение Этика как наука изучает социальные отношения, в основе которых лежит нравственность. Нравы человека определяют его поведение в обществе, так как здесь он тесно связан с другими людьми. Ему приходится корректировать собственные поступки, принимая во внимание общепринятые нравственные нормы.

Так происходит в силу того, что нравственные ценности требуют практического воплощения.

Ни стыда не совести.Топ куколка